Главная » Статьи » Декорирование каминов - история

Декорирование каминов - история

Камин относят к ряду уникальных вещей, созданных человеком. Проходили столетия, камины и каминные порталы менялись в соответствии с веяниями моды исторических эпох, но их основное назначение не менялось никогда. Источник тепла и уюта, место для деловых бесед, и того, без чего невозможно представить настоящий романтический вечер с бокалом вина – такими камины пришли в наше «сегодня». И, наверное, такими они останутся ещё на многие времена.

 

Камин в Европе претерпел довольно долгую эволюцию. Сформировавшись ещё в Древнем Риме, он пережил эпоху средневековья и вошел в 20 век уже в качестве части антуража элитного жилья. Но в нашей стране всё было совсем иначе. Наши далёкие предки разработали гораздо более практичное (хотя и менее эстетичное) устройство - русскую печь. А камин попал в нашу страну исключительно как предмет аристократической роскоши. Это произошло эпоху правления Петра I, когда мода на всё европейское накрыла Россию целиком.

 

Если отбросить такой этап развития камина, как костёр наших древних предков, то можно с уверенностью сказать, что первые камины появились в римско-античный период. Само слово «камин» происходит от латинского caminus - открытый очаг. В домах римлян обязательно строились печи с открытой топкой, с трубами, уходящими в потолок. С их помощью отапливались довольно большие площади. Каминные порталы вырубались в стенах и отличались простотой и скромностью. Для обогрева нескольких жилых помещений одновременно в Древнем Риме были строились так называемые отопительные каналы, которые располагались под окнами и подавали непосредственно в дома горячий воздух. Такие системы применялись в общественных банях (термах) и на роскошных виллах. Печи-каминусы в этом случае устанавливались в центре зала. Именно этот факт определил местоположение камина в доме на несколько последующих веков вперёд. Стоит отметить, что именно в Древнем Риме камин обрёл свои современные качества и черты.

 

Средневековье - довольно долгий период европейской истории, начавшийся с падения Римской империи от ударов варваров Севера. Приобщившись к богатому наследию цивилизации Рима, предки современных европейцев начали строить здания, отличающиеся необыкновенным величием. Именно в этот период родился архитектурный стиль готика. Кстати, название стиля произошло от латинского gotico - варварское. Это прозвище было дано зарождавшемуся стилю художниками уже уходящего в небытие Рима. Готика - это симбиоз имперского величия и фанатичной веры в Бога, что было свойственно тогдашней средневековой эпохе. До сих пор этот стиль можно оценить по оставшимся величественным соборам, как бы рвущимся от земли – к небесам.

 

Не менее монументальными были и жилища средневековых феодалов – замки в том же готическом стиле. Невзирая на то, что основным материалом для их строительства служил обыкновенный булыжник, сама их архитектура постоянно менялась, совершенствуясь. Конечно, камины в таких замках достигали гигантских размеров. В них даже жарили быков на вертелах. Камины начали строиться чаще около стены, а в последствие – и в самой стене. Их топка могла достигать размера комнаты, имея в высоту - полтора человеческих роста. Такой камин можно увидеть в старинном аббатстве Мон-Сен-Мишель во Франции. Но, ради справедливости, нужно отметить, что художественной ценности готические камины не имели.

 

К далёким идеалам античного искусства архитекторы вновь вернулись в 15-16 вв. В моду вновь стремительно вошли колонны, капители, пилястры (выступающие из стены полуколонны). Ими стали украшать не только внешнюю, но и внутреннюю часть зданий, использовать в интерьере. Разумеется, это не могло не коснуться и камина. В качестве материалов, из которых начали строить камины, стали использовать благородные камни – гранит и мрамор. Каминные порталы начали декорировать мозаикой. Именно в этот период камин навсегда обосновался у стены.

 

А потом в моду вошел, с легкой руки Людовика Четырнадцатого, удивительный архитектурный стиль барокко - воплощённая роскошь, парадность, пышность. В переводе с итальянского «barocco» означает «вычурный», «причудливый», «странный». В эту эпоху камины стали украшать флорентийской мозаикой, значительно увеличились размеры их дымосборников, на порталах каминов появились резные украшения, золочение. Декоративные орнаменты каминов впервые приобрели ассиметричные элементы. На них часто изображались вьющиеся растения (виноградные лозы, ветки роз). Иногда в орнамент включали изображения насекомых, птиц, животных, играющих детей.

 

Кстати, заднюю стенку каминной топки начали закрывать панелями из чугуна. Их часто украшали рельефами с изображением библейских или военных сюжетов. В качестве материалов часто использовался белый мрамор, а так же золочёная бронза. На каминную полку начали устанавливать часы, вазы, зеркала и канделябры. Перед самой топкой камина нередко располагали каминный экран из расписного шелка в деревянной позолоченной раме. Рисунок такого экрана просвечивался пламенем и создавал дополнительный декоративный эффект в помещении. Кроме того, экран рассеивал жар огня.

 

Как это обычно бывает, после продолжительного периода роскоши и вычурности, людям захотелось чего-то более сдержанного, строгого и разумного. Произошло это в самом конце 18 века. Именно тогда появился стиль классицизм. И центром его развития стало Английское королевство. Камин в английском стиле - это сдержанный аристократизм, элегантность и простота. Камины этого направления отличает скромность декораций, форм и красок. Ведь классицизм - это ещё и деловой стиль.

 

И немного о каминах в стиле ампир. В эпоху правления императора Франции Наполеона Бонапарта зародился новый стиль, ставший синтезом лаконичности и имперского величия. Примером для художников Франции стал Рим периода своего расцвета. В переводе с французского empire означает «империя». В моду входят помпезные колонны, военные сюжеты, оружие, лавровые венки. А после египетских походов Наполеона Бонапарта, в декор каминных порталов входят сфинксы и египетский орнамент. Основным материалом монументальных каминов в стиле ампир становится мрамор.

 

Но со временем камин становился все более демократичным и доступным, и всё большее число людей могли его себе позволить. Простых европейцев (включая и наших соотечественников) стали утомлять помпезные и торжественные стили прошедших эпох. Идеалом постепенно становится простая тихая жизнь на лоне природы. Так появился стиль кантри (или рустикальный). Кантри - это сельская пастораль, с её картинной идиллией и беспечностью.

 

Эти направления в архитектуре даже стали отражением и нового литературного стиля 19 века - романтизма. Возвышенному описанию в произведениях подлежали простая деревенская архитектура, плетёная лаконичная мебель, домотканые пледы и т.д. Прекрасная старина и спокойное течение жизни. Камины начали выкладываться из обычного кирпича, дымоход маскироваться фанерным кожухом. Яркими представителями стиля кантри стали голландские камины.

 

Не обошел камины и современный стиль «хай-тек». В архитектуре этот стиль дегко узнаётся, благодаря обилию стекла (или его заменителей) в сочетании с металлом. Строительство многоэтажных, насквозь просвечиваемых, атриумов с прозрачными лифтами, гигантских стеклянных мостов с подсветкой и обогревом – всё это стало возможным исключительно благодаря развитию высоких технологий и изобретению новых материалов, использующихся в строительстве и отделке помещений.

 

Камины стиля хай-тек отражают свет полированной сталью, имеют футуристические формы, напоминающие, скорее, очертания космического корабля, чем домашнего очага. При создании таких каминов применяются современные огнеупорные материалы (стекло, нержавеющая сталь, особый пластик, керамика). Порталы нередко отсутствуют совсем, а топки могут висеть над полом. Линии каминов резкие, пересекающиеся под разными углами. Всё напоминает о цивилизации и научно-техническом прогрессе.